07.02.24
Новости журнала » Новости журнала » А рассвет всё ближе и ближе
https://mykaleidoscope.ru

 

Дорогие читатели! На этот раз предлагаем не обычную короткую редакционную заметку, а материал побольше – раздумья о времени и о нас с вами. Эти мысли еще перекликаются со статьёй, опубликованной нами давно (см. ЗОВУ РИТМ, июль 2015 – с.17) и называющейся «НЕЛЬЗЯ ЗАДЕРЖАТЬ РАССВЕТ». Будет хорошо, если найдётся у вас время перечитать и её для сонастроенности! От редакции

 

А РАССВЕТ ВСЁ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ

 

У мудреца спросили:

"Долго ли ещё ждать своего часа?"

Мудрец ответил:

"Если только ждать, то долго!"

 

 

Да, действительно так - если ничего не делать, то долго. Или если заниматься чем угодно, но только не самым важным для приближения своего часа, тоже долго, очень долго, а то и поздно. Когда природные космического масштаба процессы уже продолжаются неостановимо, бесконечно ждать у моря погоды нельзя. И, наверное, даже глупо и наивно.

И, кажется, всякому должно быть понятно, что сама жизнь даётся не для того, чтобы ничего не делать. Вот поэтому-то (почти инстинктивно) и занимаются хоть чем-нибудь, когда не знают, зачем и что именно нужно делать для наступления того самого важного момента, который вожделенно называется «свой час». Он есть у каждого, его звездный час, его высший предел возможностей, его собственное уникальное предназначение, которое никто не осуществит, кроме него. В этом смысл. Хотя немало тех, кто просто проходит мимо или не доживает до него.

А помните ли, мы прошлый год (в редакционной заметке) завершили словами:

- ЧАС БЫКА НА ИСХОДЕ, А РАССВЕТ ВСЁ БЛИЖЕ И БЛИЖЕ…

Вот ведь еще почему новый год начинаем с этих же слов. Если пока не брать во внимание остальное. Время ведь такое – подходящее! - И радостное, и тревожное, и суровое…

Потому что когда говорим о приближении рассвета, то все мы с вами прекрасно понимаем, что в реальности тёмная-тёмная ночь пока длится и длится, и пока что балом тоже правят чаще ночные существа. По крайней мере, так кажется по наблюдаемым следствиям. А еще рыскают тут совсем рядом, как и сказано было в прошлый раз, в декабре 2023-го, немало охотников и просто озлобленных, пытающихся отправить любого встречного в сторону расставленных ловушек. Или есть просто неудачники и проигравшиеся, пытающиеся поживиться за счёт других или отыграться на них. Словом, в темноте много тёмного.

Обычно стараемся делать такие редакционные заметки короткими, а тут вдруг на границе уходящего и наступающего годов родилось желание сделать паузу и пораскинуть умом, т.е. предложить читателю больше жизненных образов и просто ассоциаций для раздумий с учётом того, что происходит вокруг нас и во всём мире. Поэтому и текст будет больше обычного. Вокруг нас немало смыслов, как ориентиров, на которые часто не обращают внимания или смотрят мимо (вот и продолжаем опять говорить о путеводных знаках, как в декабрьской заметке).

Ну, а что происходит-то? - спросит вдруг несколько провокационно или просто озадаченно кто-нибудь из читателей.

На это хочется ответить (раз ум из однажды прочитанного или услышанного часто подставляет знакомые ассоциации) словами поэта Юрия Левитанского (1922 – 1996). Мы его любим. Тем более он, к слову сказать, сам весь такой январский, как будто как раз для январского номера журнала: поэт и родился, и умер в январе. А нужные слова напрашиваются из его праздничного стихотворения «Диалог у новогодней ёлки» (1970), которое стало еще более популярным уже в виде песни из кинофильма В.Меньшова (1939 - 2021) «Москва слезам не верит» (1979).

В каком-то смысле мы здесь даже повторяемся (потому что это стихотворение уже цитировали в заметке «Тот самый апрель» в апрельском номере «ЗОВУ РИТМ» 2020 года), потому что тогда тоже момент был подходящий, обозначающий новый этап! Как вот сейчас. Давайте цитировать, если помните:

- Что происходит на свете? - А просто зима.

- Просто зима, полагаете вы? - Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю

в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет? - А будет январь.

- Будет январь, вы считаете? - Да, я считаю.

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

- Чем же все это окончится? - Будет апрель.

- Будет апрель, вы уверены? - Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

будто бы в роще сегодня звенела свирель.

- Что же из этого следует? - Следует жить,

шить сарафаны и легкие платья из ситца.

- Вы полагаете, все это будет носиться?

- Я полагаю, что все это следует шить.

- Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,

недолговечны ее кабала и опала.

- Так разрешите же в честь новогоднего бала

руку на танец, сударыня, вам предложить!..

И тут под эту песню и приглашение на бал вспомнить бы еще, наверное, бал Воланда в бесконечно длящуюся ночь из романа «Мастер и Маргарита» (1928 - 1940) Михаила Булгакова (1891 - 1940), но…

Нет, это не надо (пока вычеркиваем)… Хотя бы потому, что бал Воланда происходил не в январе, а в мае!..

Для нашего же случая скорей подойдёт другой образ (как раз даже из военного времени) – подойдёт название повести белорусского писателя Василя Быкова (1924 – 2003) «ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА» (1972)

- до рассвета новой эпохи, который всё ближе и ближе, но на дворе пока что ночь

Вот такая задача! И мы тем самым оказываемся вновь вначале. Закольцевали мысль. И вот так цикл за циклом. Так с мыслями и происходит, когда обдумываешь ЖИЗНЬ… Главное, не выдумывать то, чего в Природе не бывает!

Ночь ведь тоже – она вовсе не то, что следует отрицать или чего бояться. Если тёмное время используется паразитами в своих делишках, в этом собственно ночь не виновата. Ночь вообще-то дана Природой для дозревания и пробуждения к свету, как и зима, между прочим, не является мертвым сезоном. Плохо поступать и вести себя непотребно могут люди. А в Природе так не бывает. После осени настаёт зима, как, образно говоря, период беременности, если что, когда подспудно зреет новая жизнь, являющаяся на свет весной! И дожить до рассвета, в нашем случае, - это сделать всё для полноценного пробуждения, для жизни в новой эпохе!

Ведь всё уже известно до банальности: каждый получает ровно столько, сколько сделает для души своей. Сколько шагов пройдёт по предназначенному пути. И никто другой не виноват, если у кого не получается. Причину нужно искать в себе. Дано всё, чтобы получилось. Природа, она такая! Щедрая и изобильная - для тех, кто умеет брать.

Если нет ожидаемого результата, значит, нерадиво данное используется, или прожигается, топится впустую. Без знания, что и зачем.

Подход «и так сойдёт», если помните известный мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (1965), - тоже ведь как хороший знак, урок и напоминание, - в настоящей жизни не годится. Потому что в конце – разбитое корыто. Последствия того, что

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…»

Как энциклопедия российской действительности того периода, показаны в романе «Евгений Онегин» еще А.С.Пушкиным (1799 – 1837) задолго до нас. Не зря же это нами еще в школе проходится. Может быть, рано, без понимания, но вспомнить и понять ведь никогда не поздно! А уже потом - кто как воспользуется по жизни.

Нельзя забывать, что мы с вами пребываем в ДВОЙСТВЕННОМ мире, и каждый оказывается в том мире, который реально выбирает (повторяем, реально выбирает, а не бредит, не выдумывает то, чего нет). Выбирает как витязь на распутье (тоже образ и тоже путеводный знак).

Трудно здесь передавать какие-то знания, опираясь только на слова. Тем более, когда язык испорчен, значения слов поменялись, и каждый их теперь понимает по-своему. В меру своего неполноценного разумения люди ими компилируют теории, в которые затем верят. Поэтому не убеждает, если тут попытаемся взять какие-нибудь теории о жизни из существующих.

Хотя можно просто по-детски поиграть в слова. Не для того, чтобы язык учить (это совсем другая тема), а хотя бы в те же образы поиграть, в дорожные знаки. Ведь как мы их понимаем, слова, так и ориентироваться будем! Разве не так?

А сделано много, чтобы мы в них совсем не ориентировались и ошибались – даже в словах-то вроде бы знакомых. И оставались по жизни «маленькими человечками», как, например, Акакий Акакиевич Башмачкин, сидящими где-то на должности и просто служащими чему-то. Как кажется, чему-то значительному (надо же потешить т.н. «чувство собственной важности»). Как без этого! А на деле, это жутковато – сидеть где-то и служить чему-то, когда конца или цели не видно!

Вообще-то вы этого человечка тоже должны помнить, еще из школы, Башмачкина. Между прочим, касается его образ практически каждого (гражданина, который «обязан»), если в школе даже не задумывались в эту сторону. Еще с XIX века в сфере культуры гуляет такая мысль, которую редко кто не слышал хотя бы раз: «мы все вышли из гоголевской шинели»! Да, имеется в виду повесть Н.В.Гоголя (1809 - 1852) «Шинель» (1842).

А ведь никто, пожалуй, выходя из детства в дальний путь по жизни, не помышляет оказаться в роли, в каком по жизни оказывается этот персонаж (см. цитату из повести) в финале, если помните:

«…И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было…»

Вот так всё бессмысленно и беспощадно! Это мы на ту же тему всё продолжаем вообще-то, на тему получения каждым того, что выбирает и из чего складывает дни своего пребывания на земле. И в каком из двух существующих миров застревает.

Из-за этой двойственности мы с вами хорошо понимаем, что Онегин – это далеко не сам Пушкин, и Печорин – не Лермонтов, а Акакий Акакиевич Башмачкин – тоже, конечно же, не Гоголь! Они как раз в разных мирах.

Как минимум, на разных полюсах душевного мира человека! Это только снаружи, формально кажется «всё одно» и «без разницы» - что Гоголь, что Башмачкин. Были бы деньги, а тратить и потреблять вроде много ума не надо! Это всё про то же «чему-нибудь и как-нибудь» и «так сойдёт»! А на деле же, если внимательней приглядеться, современная технократическая цивилизация все последние века напоминает кромешный ад, в котором идёт беспощадная война и подавление всего человеческого. Что тщательно маскируется украшениями и прочими красивыми словами, как будто ничего подобного, т.е. всё подлое маскируется за внешней благопристойностью, как горестно и замечено в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Вот цитата:

«…Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»

Примеры долго искать не приходится и вокруг себя, и в СМИ. Сейчас любят разоблачать!

Это еще и о том, насколько трудно в таком двуличном «человечестве», где всё подлое нередко заворачивается в блестящие фантики, оставаться и быть Человеком! С большой буквы.

И еще как трудно бывает порой за приличным костюмом (шинелью, по Гоголю) распознать приличного человека. Раз в таком обществе чуть ли не всё продаётся и форма, быть может, просто купленная, утрачивает всяческий смысл…

Ну и как, поиграем всё-таки для примера в слова?

Ведь в прошлый раз (см. «Путеводные знаки жизни» - ЗОВУ РИТМ, декабрь 2023) в качестве ориентиров, куда по жизни, мы имели в виду и слова тоже. Насколько же мы с вами проникаемся символичностью слов, задающих смысловой ряд, над которым обычно даже не задумываемся...

Вот возьмите такую простую штуку. Чуть ли не каждый день ведь сталкиваемся со словами «посуда» и «сосуд», «ссуда» и «судить», ну и другими с тем же корнем «Судъ». Нет спору, они важны в быту, эти предметы, чтобы как минимум поддерживать себя и дожить до рассвета (не забываем и уже использованные образы, они все связаны – мы же мысленно плетём смысловой узор из словообразов!). Важны эти предметы, чтобы пройти временной отрезок от настоящего момента - до условного рассвета. Как в математике, от точки А до точки Б. Уловили смысл?

Это мы напоминаем еще о «великом переходе» - в новое место, в новое состояние, но о переходе! Сегодня о нём не знает, наверное, только ленивый умом. Добавим, что в этом же ряду с этим же корнем есть слово «Судно», для которого в нынешних условиях подходит символический синоним «ковчег»! А о том, что пришло время Высшего Суда (слово того же корня), кто еще не слышал? Так что от способности человека правильно «судить» (слово того же корня) о чём-либо в такой ситуации много зависит! Вот вам и пример взаимопересекающихся смысловых символов, заданных в простых словах на каждый день:

- «способность СУДить» о чем-либо,

- «СУДно как ковчег», средство перехода в иное место, в иное состояние или в другую эпоху,

- время «высшего СУДа» и т.д.

Всё в одном звуковом ряду, как указующая стрелка компаса, а многие до сих пор слушают да не слышат подсказки!..

Особенно те, кто с короткой памятью (т.е., по-другому, «западноориентированные»), если условно внести такое деление. Есть еще те, кто с долгой памятью (или «исторической», если хотите), ориентированные на родное, исконное.

Больше сегодня, к сожалению, таких вот жертв технократической цивилизации, высокомерных, но с короткой памятью, которые считают, что, к примеру, «юзать» - это от английского «юзер» (пользователь). Для их короткой памяти такая этимология – конечная инстанция, высший авторитет. Понятно, что стадо не может без пастуха, т.е. «внешнего мозга», когда собственного ума недостаточно. Для них «внешний мозг» - где-то на Западе! Преимущество такой короткой памяти в быстроте по дороге к финишу, так как можно не размышлять, а нахвататься готовых штампов-терминов и слыть при этом «успешным, успевающим» (пока они не добегают до заданного финиша, как Акакий Акакиевич в «Шинели» Гоголя). Или как у Пушкина в том же романе:

«…Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с веком…»

Размышляющие же глубже понимают, что корни того же понятия «юзать» глубже, чем предлагают европейские новоязы, латынь и прочие от них производные. И даже, случается, догоняют, что и в русском языке, как наследнике корневой системы общего праязыка, оказывается, сохранились нужные следы. До сих пор ведь пользуемся наречием в выражениях «ехать юзом», «двигать юзом», не говоря уже о древнем и понятном по сей день слове с тем же корнем «Со-Юз» и древней русской реке Юза на Вологодчине, которые, конечно же, не англичанами придуманы, но которые, пожалуй, «это другое» только для нынешних «юзеров»! Им-то это зачем, когда за них уже всё продумано чужим «интеллектом» (быть может, уже и «искусственным»)…

Впрочем, что еще можно ожидать, когда вся западная либеральная эклектика придумана именно для таких «краткопамятных», не помнящих родства! Они себе даже гордо присваивают некое «право на ошибку» в качестве жизненного принципа, раз постоянно оказываются то в одном, то в другом тупике, потому что западная поверхностность, когда «юзеры» истово верят в словари, не позволяет понять нелепость такого словосочетания, с точки зрения исконных смыслов. Ведь «Право» - это когда «по Богу», а не то, что написано в прозападных юридических справочниках. А слово «Ошибка» того же корня, что и слова «ушиб», «пришибить», «зашибить» и т.п., т.е. нанести травму себе или кому-то. И, выходит, «право на ошибку» - это бороться за возможность травмировать – прежде всего, умственно. Себя или кого-то. Если коротко, по смыслу «ошибка» - это, помимо травмы, еще и «мимо цели», пребывание не там, где следовало бы для полноценной жизни. Пожалуй, достаточно.

Заканчивая со словами и перейдя теперь к заключительным мыслям, всё же уместно привести еще одну цитату, потому что касается понятия с тем же корнем. Да еще и автор родился в январе (к тому, что мы сегодня приоритетно цитируем январских). Это Даниил Гранин (1919 – 2017), крупный и неоднозначный в оценках деятельности и творчества писатель ХХ века, который в своём романе «Зубр» (1987) оставил следующую мысль, как характеристику целой эпохе:

«…Так что жили и работали как бы на отшибе, что во всех смыслах было удобно…»

НА ОТШИБЕ, т.е., с учетом корня выше упомянутых слов, не там, где нужно своё предназначение и высший смысл жизни исполнять полноценно, а там, где просто «удобно».

Судя по тому, что происходило до Даниила Гранина, т.е. в романовскую эпоху, и до самых нынешних «юзеров» потребительского общества, тоже ориентированных на цивилизованные «удобства» прежде всего, пока мало что изменилось. Если не стало хуже. К вопросу, а что происходит на свете и что же происходит в тёмной ночи уходящей эпохи.

Мы понимаем, что задачи у людей разные. Некоторым их «беспамятство» и «легкомыслие», возможно, служат анестезией от душевной боли из-за бездарно растраченных дней и годов жизни. Кому-то, быть может, суждено просто «добежать» до Великого Перехода или Высшего Суда, чтобы увидеть своими глазами и убедиться! Поэтому они и «на отшибе», если о цитате из романа Даниила Гранина, т.е., по сути, в стороне от основного процесса, как в зрительном зале, чтобы глазеть и не быть в состоянии участвовать. Оправдывая душевное бессилие юзерским «правом на ошибку».

А великий процесс тем временем просто идёт! И никто не знает, сколько сегодня «делателей», т.е. тех, кто каждодневно творит новую эпоху! Да это и неважно, сколько их. Главное, чтобы качественно! Как процесс отсеивания плевел от зёрен, чтобы успеть до рассвета (вы же помните сказочное «утро вечера мудренее» - еще один добрый образный знак), или просто как подспудное дозревание семени в течение зимы, в ожидании своего часа, чтобы прорасти солнечной весной в новый мир!

 

Команда ЗоВУ, январь 2024

 

Публикация в «ЗОВУ РИТМ», январь 2024

 

Все права сохранены  ©  ЗОВУ РИТМ, электронный журнал для себя и наших

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1721