Страниц: 1
Вопрос этот – знать или не знать - кажется совершенно естественным в сентябре, когда начинается новый учебный год. Но вот ведь какой каверзный нюанс: а что есть знание и что следует знать, чтобы наше знание не обернулось фактическим незнанием? Знать только то, что предлагают учебные программы школ и вузов (их объем как-то составлен так, чтобы не оставлять времени учащимся ни на что дополнительно)? Или же часть времени все же можно уделить тому, что в жизни реально пригодится? Наверное, вопрос не к тем, кто не интересуется дополнительным знанием и даже не пытается одолеть учебные программы, а готовится лишь к сдаче экзаменов и обязательных тестов. Этот вопрос скорей к тем, кто реально сам себя делает, готовит к жизни, знает свое предназначение или, как минимум, ищет свой путь, будучи готовым выйти даже за рамки обязательного по учебным программам и за условности современной цивилизации. В качестве яркого примера в этом месте хочется привести литературного героя, которого читающая или зрительская публика и сегодня знает хорошо. Мы имеем в виду капитана Артура Грэя из феерии Александра Грина «Алые паруса». Именно из этого произведения хочется взять пример еще и потому, что сейчас у этой повести фактически столетний юбилей (А.Грин начал делать первые наброски повести еще в 1916 году). Вот маленький отрывок из первоисточника:
«…Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им… Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы». Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обреченным по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести. В этом плане была допущена небольшая ошибка: Артур Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания. Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т.е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль провидения, намечался в Грэе еще тогда, когда, приставив к стеке стул, чтобы достать картину, изображавшую распятие, он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, т.е. попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра. В таком виде он находил картину более сносной. Увлеченный своеобразным занятием, он начал уже замазывать и ноги распятого, но был застигнут отцом. Старик снял мальчика со стула за уши и спросил: — Зачем ты испортил картину? — Я не испортил. — Это работа знаменитого художника. — Мне все равно, — сказал Грэй. — Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, Я этого не хочу… (А.Грин. Алые паруса. 1916-1922)
Во-первых, обратите внимание на то, что А.Грин еще сто лет назад писал о «невольниках общества», которые вынуждены жить так, как этого требуют условности этого общества. «Выскочить» из них они не могут ни за какие деньги. Одни даже не хотят. У других уровень сознания (или владения знанием) таков, что НЕ ЗНАЮТ куда. И у всех нет другого представления о жизни, кроме привитого воспитанием и обучением. А если такое воспитание и обучение не только ограниченное, но еще и заведомо искаженное, направляющее человека не туда, куда надо по смыслу человеческого существования – как бы растительное, или механическое, рассчитанное лишь на повторение и сохранение «устоев»? Это ведь актуально даже сегодня, сто лет спустя, когда немало тех, кто готов прожить «по сценарию» (или «по плану») - как учит школа, как хотят родители, как предписывает современная цивилизация или просто «как все». Во-вторых, А.Грин подчеркивает основное отличие своего героя от его (выходит, «мертвого») окружения – ЖИВОСТЬ, живую душу! Так что не мы придумали образы «мертвого царства», «механической цивилизации», «общественной машины» из людей и т.д. Об этом говорят давно и не только А.Грин. Примечательно, что писатель прямо указывает на восприятие живости косным обществом как «извращения». Для технократического общества по сей день, почти сто лет спустя после слов А.Грина, «нормально», когда «торчат из рук гвозди и течет кровь». И этот образ тиражируется везде. Как будто за сто лет ничего не изменилось к лучшему. Вот и возникает вопрос по поводу ЗНАНИЯ. Почему так происходит? Потому что большинство населения НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ больше, чем положено? Удобно считать «знанием» то, что положено считать «знанием»? И не задавать лишних вопросов? Даже когда очень трудно приходится в таком обществе? Не хочется здесь тысячный раз повторять ставшие банальными слова про «ученье – свет» и т.п., когда подобные дежурные речи по случаю праздников служат лишь прикрытием суровой действительности, неприглядной (фактически нечеловеческой, т.е. не для человека, а на самом деле лишь для технократического порядка, для машин и техники). А хочется напомнить лишь о том, что реальный (вне условностей и выдумок общества) статус человека разумного предками определялся тем, НАСКОЛЬКО ОН ЖИВЕТ СОГЛАСНО РЕАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ (т.е. знанием естественной жизни для человека разумного, можно сказать, по закону свыше, по закону судьбы). А все остальное – от лукавого. Так что, если исходить из этого, либо вы ЗНАТЬ (имя существительное), обладающая знанием и живущая знанием. Либо противоположное, независимо от общественного положения и толщины кошелька (т.е. «незнать», или что там противопоставляется «знати» в современных справочниках, смотрите сами?). Разве «неведающие того, что творят» заслуживают другой участи, кроме как пастись в рамках «условностей общества»? ДО ЗНАНИЯ ВЕДЬ НУЖНО ЕЩЕ ДОРАСТИ. Формировать у себя такое восприятие, которое способно взаимодействовать с живым знанием, Природой. Так что и сегодня каждый сам решает, несмотря на давление окружения (родственников и общества), ЗНАТЬ ИЛИ НЕ ЗНАТЬ (здесь глагол). От этого и зависит, ЗНАТЬ вы реально или не ЗНАТЬ (здесь существительное). А.Грин показал, что для этого нужно не просто книжки читать, а прежде всего НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ ЖИВОСТЬ, ЖИВУЮ ДУШУ. Чего мы и вам желаем, вместе с пожеланиями нового опыта и нового знания в новом 7526-м учебном году! С Новолетием вас! С любовью, Команда ЗоВУ, сентябрь 2017
Публикация в эл.журнале «ЗОВУ РИТМ», сентябрь 2017
Страниц: 1 Рекомендуем27.11.24 Ноябрь 2024 - ноябрь 2008
10.11.24 октябрь 2024 - октябрь 2008
10.11.24 Сентябрь 2024 - сентябрь 2008
13.08.24 О значимых 16-летних периодах
04.07.24 Будьте здоровы, живите богато!..
|