03.11.21
Новости журнала » Новости журнала » УЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИЗВАНИЕ – ЭТО КОГДА ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ ОТ ДУШИ!
https://sun9-27.userapi.com



 
День учителя отмечается в России 5 октября 2021 года. Впервые День Учителя был введен в Советском Союзе еще в 1965 году.

 

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Н.В.Гоголь)


Очень часто, особенно в праздники, мы все вспоминаем красивые и высокие слова об Учителе и Учительстве. Но эти слова как будто о чем-то далеком и недосягаемом, чуть ли не инопланетном или космическом. Потому что в действительности сегодня практически во всех странах мира люди сталкиваются с запрограммированным учебным процессом, заданным технологиями современной технократической цивилизации, как будто человек – это всего лишь материал или сырье для чего-нибудь в этой самой цивилизации, чуждой самому человеку. Технократической цивилизации все равно, что у конкретного человека, тем более у ребенка на душе: его нужно встроить в систему, как нужно системе, или отбросить в сторону, на обочину.

Разве не так? Вот смотрите на примеры. Едва какой праздник, сразу вспоминают суть учительства, начинаются рассуждения, каким должен быть учитель, о чем в обыденном учебном процессе, как правило, вспоминать некогда, потому что нужно успевать вписаться в заданный программами учебный процесс, да еще отчитываться в том, что программа выполняется, независимо от того, что получается «на выходе».

А если сравнивать, то возможно ли их как-то вообще соотносить – эти прекрасные мысли об учительстве и действительное положение вещей в учебных заведениях?

Давайте вспоминать. Вот из сочинений знаменитого Ричарда Баха:

- Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты.

О ком это? Неужели о детях, которых родители, как правило, вынуждены вести в школы по месту жительства, где трудятся по каждому учебному предмету, которые детьми и родителями тоже не выбираются, назначенные (или трудоустроенные) системой образования преподаватели, которых тоже не выбирают, нравится это или нет? Выбора-то ведь нет! Такая вот действительность. Мы можем сколько угодно повторять известную мысль И.В.Гете:

- Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

По факту же выходит, что система образования заранее назначила того, кого нужно «любить» и кого нужно называть «учителем». Как будто слова – это уже лишь условный знак, вроде дорожных знаков, и за словами уже ничего не стоит. Мы с вами четко понимаем слова другой знаменитости, по сути правильные слова английского поэта Ричарда Олдингтона:

- Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.

Но на деле в существующих учебных заведениях «учитель» не соответствует даже регулировщику движения транспорта на перекрестке, потому что «движение» учебного процесса по каждому предмету задано заранее программой. Является в таком случае учитель «учителем», и правильно ли мы понимаем слова? Или принимаем лишь желаемое за действительное?

И ВООБЩЕ, ГОТОВЫ ЛИ МЫ СЕГОДНЯ ЧЕСТНО ГОВОРИТЬ ОБ УЧИТЕЛЕ И ЗНАНИЯХ ДЕТЕЙ?

Или еще нет? А когда будем готовы? Когда система образования уже не сможет справляться, а люди не хотят такого образования, которое не пригодится детям в жизни?

ДО КАКИХ ПОР МОЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ В ИЛЛЮЗИЯХ?

Для каждого думающего понятны слова о том, что в мир мы приходим или рождаемся для очередных уроков жизни, чтобы расти дальше эволюционно и духовно. Не даст соврать и такой авторитет, как Максим Горький, которого мы с вами помним еще со школы:

- Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.

Соответственно, преподаватель приходит в школу, чтобы пройти свой собственный урок жизни. А он может учиться тому, что ему нужно и чему хотелось бы научиться в жизни, если он принят только на определенный учебный предмет и только для донесения учебной информации до учащихся? Кто кого обманывает? И что тогда имел в виду на самом деле писатель Валентин Распутин, не понаслышке знакомый с современной школой, в словах:

- Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.

Писатель понимал, что приходящие в современную школу – и учителя, и учащиеся – получат совсем немного и не пройдут свои уроки жизни? Тогда, наверное, это настоящий героизм – в технократических условиях жесткой заданности и отсутствия выбора, то, что имеется в виду в словах поэта Михаила Светлова:

- Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

Простите за такие цитаты, но мы тоже учились в этих же школах, и поэтому вспоминается только то, что вычитывали на страницах учебников. Нет спору, мысли красивые! Но вопрос в том, насколько они соответствуют той действительности, в которых мы существуем. И понимаем ли, что если есть разрывы в конструкции, трещины, несоответствия всякие, то вся конструкция в один не очень прекрасный момент может обрушиться?

Вот когда все это понимаешь, то вовсе нет желания читать приуроченные к дню учителя задания на красивые сочинения, в которых рассуждают о чем-то, что не касается сути, фундамента становления человека разумного, всесторонне развитой, гармоничной, духовной личности. Например, должен ли быть учитель «строгим и требовательным», или он «должен относиться к своим ученикам очень мягко». Третьи считают, что учитель должен «дать знания», а то, как он относится к учащимся, «дело неважное». Тогда что есть «знание», и есть ли оно в учебниках, когда огромное число закончивших школу и ныне учащихся видит, что информация, получаемая в учебных заведениях, во многом не пригождается в жизни. И тогда начинает цениться больше лишь документ «об образовании» как пропуск или допуск «в технократическую систему».

Однако если вернуться к рассуждениям, что такое – учитель, то мы тоже на двести процентов согласны, что УЧИТЕЛЬ – ЭТО ПРИЗВАНИЕ, если только понимать истинный смысл миссии «учительства» и настоящий смысл слова «призвание», а не дежурные фразы к праздничному столу. Да, мы согласны и с тем, что учитель – это «не обязанность» и даже «не должность» (хотя система образования в технократической цивилизации, судя по имеющимся официальным документам, и не согласна с прекрасными порывами и мечтами авторов сочинений).

Если вспомнить, что человек рождается чтобы пройти свои осмысленные жизненные уроки, получить для себя новое знание и состояться, то нормальный человек не может хотеть «учительствовать», а стремится он ЖИТЬ МУДРО, чтобы ни один час, ни один день не был потрачен зря. А вот захотят ли чему-то научиться из его опыта люди, это уже другой вопрос.

СУТЬ УЧИТЕЛЬСТВА не в том, что передавать – пусть даже очень хорошо и доступно – некую заданную информацию, которую можно найти и в других источниках информации, а в том, чтобы было что-то за душой такое, что привлечет внимание других, что пригодится в жизни другим! В том, ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ЧАСТИЦЕЙ СЕРДЦА, ЧАСТИЦЕЙ ДУШИ С ТЕМИ, КОМУ НУЖНА ИМЕННО ЧАСТИЦА ВАШЕЙ ДУШИ, А НЕ ЧЬЯ-ЛИБО ДРУГАЯ! Этому нигде не учат – ни в педагогических институтах, ни где-либо еще. С этим нужно родиться, с этим нужно жить так, чтобы это стало видно и чтобы захотели этому научиться именно те, кому это важно и пригодится для следующей ступени эволюционного восхождения человека разумного.

 

Команда ЗоВУ, октябрь 2021

 


Публикация в эл.журнале "ЗОВУ РИТМ", октябрь 2021

 

Все права сохранены  ©  ЗОВУ РИТМ, электронный журнал для себя и наших

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1694